История Обераммергау насчитывает больше трех тысяч лет! Есть версия, что название деревни, лежащей в долине речушки Аммер, имеет кельтские корни и происходит от слова Ambrigo. В XI веке племя вельфов основало в двадцати километрах отсюда монастырь Роттенбух, к которому был присоединен и приход в Обераммергау. Для местных крестьян это означало, что они стали источником дохода для монастыря и должны были нести повинность перед ним. Но в XIV веке всё изменилось. Король Людвиг Баварский дал обет построить самый прекрасный во всей империи монастырь, а место для него было выбрано в пяти километрах от Обераммергау. Местных крестьян подрядили на строительство монастыря Этталь (Kloster Ettal). Одноврменно им разрешено было вести торговлю. С этого и началась прекрасная жизнь Обераммергау. Местные мастера стали активно заниматься художественной резьбой по дереву. Сделанные ими резные распятия, фигурки святых и другие атрибуты пользовались спросом у паломников, прибывающих в Этталь, чтобы поклониться чудотворной статуе Богоматери. Также фигурки понравились самому монарху. И он не только щедро оплатил труды жителей Обераммергау, участвовавших в строительстве обители, но и снял с них бремя монастыря Роттенбух. А резьба по дереву с тех пор стала фирменным промыслом деревни. Увидеть фантастически работы местных мастеров можно не только в сувенирных лавках, но и в музее (Oberammergau Museum).
В XVII веке до этих мест добралась чума. Целый год Обераммергау держал оборону: жители перекрыли с обеих сторон долину реки Аммер и никого не пускали в деревню. Когда чума все же пробралась сюда и унесла с собой треть жителей, уцелевшие решили: надо всей деревней совершить крестный ход и обратиться к небесам необычным способом – то есть, инсценировать страсти Христовы. После первого такого представления в 1634 году чума резко пошла на убыль. Поэтому жители дали обет повторять представление каждые 10 лет. Известно, что на одной из постановок присутствовал король Людвиг II Баварский – тот самый, который построил великолепный замок Нойшванштайн. Королю настолько понравилось представление, что в честь этого он пожертвовал деревне мраморное распятие (Kreuzigungsgruppe), которое и по сей день стоит на холме. В 1930 году в Обераммергау наконец-то появилось здание театра - Пассионшпильхаус (Passionspielhaus). Как и 400 лет назад, в нынешних постановках «Страстей Христовых» заняты не профессиональные актёры и певцы, а местные жители, родившиеся или прожившие здесь не менее 20 лет. Но тексты и музыку они используют те, которые были созданы еще во времена первых постановок! «Страсти Христовы» теперь демонстрируются раз в 10 лет. Последнее представление состоялось в 2010 году.
Помимо резьбы по дереву и театрального фестиваля, Обераммергау славится особым видом росписей на фасадах домов - люфтмалерай (Lüftlmalerei, в переводе с немецкого – «воздушная живопись»). Первую роспись в этой технике сделал в XVIII веке местный художник, автор декораций к очередным постановкам «Страстей Христовых» Франц Цвинк. Его работу можно увидеть, например, на фасаде дома Пилата (Pilatushaus). Сюжеты подобных росписей чаще всего основаны на библейских мотивах. Но встречаются и сказочные сюжеты, и просто орнаменты вокруг окон и дверей. С красотой этих росписей могут посоперничать разве что помпезные красочные фрески в главной достопримечательности Обераммергау - церкви святых Петра и Павла (Pfarrkirche St. Peter und Paul).
Кухня в Обераммергау, как и везде в Баварии, простая и сытная. Здесь в почёте свиная рулька (Schweinshaxe), колбасный салат (Wurstsalat), «кислое легкое» (Saures Lüngerl) - деликатес из телячьих внутренностей, запечённая на шампуре рыба (Steckerlfisch), пирог с черносливом (Zwetschgendatschi). И, разумеется, колбаски нескольких видов: вольвюрст (Wollwurst) - без оболочки, мюнхенские белые (Münchner Weißwurst) и колбаски с чесноком (Bierwurst).
Обераммергау – деревня настолько крохотная, что обойти её можно за пару часов. Но это настолько красивое и необычное место, что здесь стоит задержаться на целый день. Неспешно рассмотреть удивительные настенные фрески. Выбрать на память деревянную фигурку, хранящую тепло рук мастера. А после, съев колбаски, спокойно задержаться в кафе еще на часок, созерцая жизнь вокруг за чашечкой кофе.