Река Пегниц разделяет старый центр Нюрнберга на северную и южную части, которые также называют «стороной Себальда» и «стороной Лоренца» из-за расположенных там двух главных протестантских церквей города.
Церковь святого Себальда (Sebalduskirche) – самая старая из сохранившихся до наших дней церквей Нюрнберга, строительство которой началось еще в 1230 году. Изначально она была построена в романском стиле, но впоследствии приобрела готический облик (а еще позже – и элементы барокко). Церковь посвящена святому Себальду – отшельнику, жившему в лесу неподалеку от Нюрнберга. Он не слишком известен в остальном мире, но нюрнбергцы признали его своим святым покровителем задолго до официальной канонизации в 1425 году.
Одним из главных сокровищ храма является бронзовая гробница, в которой хранятся мощи Себальда. Ее отлили в XVI веке по проекту известного скульптора и литейщика Питера Фишера. Интересны некоторые детали, которые обычно не ожидаешь увидеть на сооружениях подобного рода. Например, гробницу держат на своих спинах 12 гигантских улиток и 4 дельфина по краям. По бокам гробницы изображены сцены из жизни святого, в том числе прославившее его чудо, во время которого он, дабы согреть дом бедняков в холодную зиму, разжег огонь, используя вместо дров сосульки.
Из других сохранившихся до наших дней украшений заслуживают упоминания красивейшие витражи, резные деревянные скульптуры Файта Штосса, эпитафия семейству патрициев Шрейер-Ландауэров, выполненная знаменитым скульптором и архитектором Адамом Крафтом.
Церковь святого Лаврентия (Lorenzkirche), «верховодящую» в южной части старого города, можно назвать младшей сестрой, а в чем-то и соперницей Себальдускирхе. Ее возведение началось несколько позже – в концеXIII века. Если прихожанами церкви святого Себальда были в основном дворяне, то церковь Святого Лаврентия предпочитали зажиточные бюргеры. К ее украшению приложили руку те же мастера, что участвовали в создании убранства церкви святого Себальда: например, Адам Крафт, Питер Фишер и Файт Штосс. Примечательно, что роскошный интерьер храма оплачен в основном пожертвованиями богатых жителей Нюрнберга. Во многом благодаря этому Лоренцкирхе удалось сохранить свои сокровища даже после того, как она стала протестантской.
На первый взгляд эти две церкви очень похожи, но это вовсе не повод после посещения одной с легким сердцем пропустить другую. Оба храма завораживающе красивы, и каждый заслуживает отдельного визита.