В начале 19 века вся Европа увлекалась историей и культурой Египта, поэтому мода не обошла и Петербург. 6 сентября 1826 года состоялось торжественное открытие Египетского моста через Фонтанку рядом с Лермонтовским проспектом.
Изначально цепной мост был украшен египетскими иероглифами, восточными орнаментами по порталах и колоннах сооружения, а на берегах Фонтанки, по обеим сторонам моста, были размещены четыре чугунные скульптуры, изображающие сфинксов, с шестигранными фонарями на голове. Почему такой нарядный мост возвели вдали от парадного Петербкурга история умалчивает, но по слухам это сделали из-за находящихся рядом армейских казарм, чтобы воспитать в военных патриотизм к Империи.
Так или иначе, красивейший мост был построен, и прослужил жителям Петербурга до начала 20 века, после чего, вдруг внезапно обрушился в дни первой революции 1905 года. История его обрушения стала иллюстрацией к явлению резонанса во многих учебниках физики: говорят, мост рухнул, когда по нему в ногу проходил кавалерийский эскадрон. Другая версия — переправа обвалилась из-за ошибок в проектировании. Но как бы там ни было, история привела к рождению новой военной команды «идти не в ногу», которая отдается солдатам перед тем, как они взойдут на тот или иной мост.
Помимо научных объяснений, появилась и мифическая трактовка случившейся трагедии. Ходили слухи, что в одном из домов на Фонтанке, окна которого выходили на Египетский мост, проживала женщина по имени Мария, получившая прозвище «Египетская». Женщина эта по молодости своей была обманута одним офицером конногвардейского эскадрона. Однажды, посмотрев в окно, и увидев передвигающийся по мосту полк, она с негодованием воскликнула: "Что б вам, военным, провалиться!", что, собственно, в следующий момент и произошло.
Мост отреставрировали, в 1955 году он вновь стал каменным, более скромным и легким, однако египетские мотивы сохранились в стойках ограды, украшенных лавровыми венками и лотосами.
В 2004 году была произведена реставрация скульптур сфинксов, которые по праву считаются старейшими памятниками истории и культуры Петербурга. В ходе реставрационных работ было обнаружено, что скульптуры покрыты множеством слоев красок, а их головы первоначально были позолочены.