Идея Императорского железнодорожного моста через Волгу принадлежала реформатору и государственному деятелю России Петру Столыпину. Предложение о его строительстве он высказал в 1910 году во время своего визита в Симбирск. Мост начали возводить через три года, и закончили работы в 1916 году. Среди материалов, использованных при строительстве, было серебро: пластина (60 на 35 см) с гербом России, города и памятной надписью была заложена под опору моста и прикрыта мраморной доской.
Мост изначально назывался «Императорским Его величества Николая Второго» и, будучи двухкилометровой длины, он считался на тот момент самым большим мостом Европы! В 1917 году он был переименован в мост Свободы. По свидетельствам очевидцев, рабочие, сорвав табличку с названием моста, отказались вешать новую. Они объяснил это тем, что политическая ситуация в стране постоянно меняется, а менять таблички каждый день они не хотят. Старое название было возвращено мосту уже в постсоветскую эпоху. Судьба у Императорского моста была нелегкая. Строительство оказалось затяжным из-за двух неприятностей – пожара и оползня Симбирской горы. В годы гражданской войны белогвардейцы взорвали один из пролётов моста, чтобы задержать наступление красноармейцев. В 1956 мост стал ещё и автомобильным. Причём ветка для машин, в отличие от железнодорожной, была выполнена сварным способом, что для тех времен было технической новацией. А в 1983 году мост, по которому в это время проходил грузовой поезд, протаранил пассажирский теплоход «Александр Суворов». Самый выигрышный вид на мост открывается с бульвара Новый Венец. В вечернее время на мосту включается подсветка.