Первая ветка железной дороги – Рижско-Орловская – появилась в Смоленске в 1868 году. Через два года после этого город получил сообщение с Москвой. Однако первое неоклассицистическое здание смоленского вокзала не сохранилось до наших дней.
Сегодняшнее здание в типичном для советского времени стиле неоклассики возвели в начале 50-х годов XX столетия. Симметричный фасад вокзала с двумя башенками по бокам, углубленной аркой над входом и колоннадой выходит на просторную Вокзальную площадь. Здание украшено лепниной, полуколоннами и декоративными деталями. В интерьерах с высокими сводами и мощными колоннами можно рассмотреть полотна-репродукции произведений Серова, Шишкина и других русских художников. Железнодорожный вокзал Смоленска пережил глобальную реконструкцию в 2006 году. Здесь открыты несколько залов ожидания, кафе, есть камеры хранения и 11 билетных касс.